Вот, наконец, на свет появился результат бессонных ночей и испорченных нервов – новая программка. Вроде, хорошая получилась; и самому нравится, и знакомым… тут и возникает мысль: “а что, если мне её продвинуть в массы?”; а за ней другая: “хм… а если это делать за деньги - наверное, неплохо заработаю?!”.

Окрыленный гениальной идеей, начинаешь работать серым веществом… и, после непродолжительного раздумья, приходишь к мысли, что всё не так-то просто. Практически все способы распространения требуют больших денег (производство копий, продажа, реклама…) – которых, естественно, нет.

Но если есть хотя бы доступ к интернет, то лучший рецепт – продавать свои программы именно там. Правда, в этом деле много подводных камней; так что я попробую поделиться своим опытом, дабы читатель не набивал себе лишних шишек…

Чтобы распространять программу в сети, нужно добиться ее соответствия некоторым требованиям.

Прежде всего, надо «подвести программу под конечного пользователя», т.е. сделать так, чтобы пользователю было приятно и удобно. Понятный интерфейс, не режущий глаз дизайн… На первых порах лучше “подглядывать”, как оформлены другие известные программы. Я не предлагаю заниматься плагиатом, просто всегда стоит равняться на более опытных и подмечать интересные детали и идеи.

Далее – раз уж программа будет не совсем бесплатная - нужно разработать ограничительный механизм и механизм снятия ограничений (о способах ограничения написано ниже).

Важно определиться с тем, на какую аудиторию рассчитана программа - т.е. на «наших» людей или на иностранцев. Ясно, что для буржуинов делать всё гораздо выгоднее, они платят чаще и в большем объеме. Если программа не сугубо локальная (как, например, карта Москвы), то стоит сделать её многоязыковой - намного больше шансов, что пользователь купит или зарегистрирует программку на своем родном языке. Так что, в случае, если основная цель – получение денег, стоит оптимизировать программу именно для иностранцев.

Также надо бы позаботиться о совместимости; программа, которая прекрасно работает под Win9x - совсем не обязательно будет работать под NT или Win’2000, не говоря уж про MacOS или UNIX. А пользователи по всему миру пользуются разными ОС, и в идеале ни у кого не должно возникнуть никаких проблем.

Ну и, конечно, программа должна быть лучше всех конкурентов (если таковые имеются). Стоит внимательно посмотреть на соперников, взять у них лучшее и добавить своего, чтобы не оставить им не единого шанса; а после релиза, в процессе «технической поддержки» и разработки новых версий - обязательно учитывать замечания и пожелания пользователей.

Теория
Ну вот; программа готова и ориентирована на конечного пользователя. Можно прямо сейчас выкладывать её в сеть и радоваться. Люди будут пользоваться программой, слать благодарственные письма, рассказывать знакомым…

Это всё безусловно хорошо; но ведь мы вроде бы собирались делать деньги?…

Значит, такой способ нам не очень подходит. Лучше поступить так, как делают уже тысячи людей: сделать свою программу условно-бесплатной (shareware). Это означает, что программа бесплатна для скачивания и использования, но существуют некоторые ограничения по времени работы, количеству запусков, функциональности и т.д. Одним словом, программа ненавязчиво вынуждает пользователя за себя заплатить.

Например, скачал человек программку, начал ей пользоваться, привык – и вдруг программка ему говорит, что бесплатный срок в 30 дней истек, и пора бы вообще за нее заплатить (зарегистрироваться). И если пользователь жить без твоей программы уже не хочет - придется ему регистрироваться; после чего пользователь получит ключ (код), который надо сообщить программе, чтобы та продолжила свою работу. Метод этот доступный, быстрый и простой в реализации. Ну вот; идея, вроде, очевидна… теперь перейдем от теории к практике.

Практика
Для начала стоит решить, какое именно ограничение стоит применить в программе. Самых распространенных несколько, и у каждого есть свои преимущества и недостатки. Прежде всего, это относится к способности ограничения подтолкнуть пользователя к регистрации.

Самый часто применяемый способ – ограничение по времени работы; оно дает пользователю полностью оценить все возможности программы, что значительно увеличивает шанс приобретения. На первый взгляд – большое преимущество; но оно же оказывается и главным слабым местом такого рода программ – ибо защита элементарно ломается, и полнофункциональная программа уходит в «дикую природу».

Можно, конечно, попытаться написать крутую защиту, но всё равно у взломщика меньше времени уйдет на её снятие, чем у программиста на написание. Лучше всего поступать так: делать минимальную защиту от простых пользователей, вооруженных монитором реестра или файлов, и позаботиться о таких простых трюках как, например, перевод даты. Опытный же взломщик все равно сведет на нет любую защиту, так что применять сложные защитные механизмы, по моему скромному мнению, не имеет смысла. Лучше потратить то же самое время на улучшение программы…

Часто программы распространяют как demo; у таких программ нет части функций – и, если человеку программа пришлась по душе, он может заказать себе полную версию (за деньги, разумеется), и получить её, например, на свой e-mail. В общем, этот способ идеален в плане защиты, так как части кода просто нет, а дописывать его возьмется только умалишенный; так что “крэков” под demo-программу пользователь не найдет при всем желании. Конечно полная версия может всплыть на пиратских сайтах, но такие обычно долго не живут, и к тому же их достаточно сложно найти. Казалось бы, в плане защиты demo - один большой плюс; но у медали есть и оборотная сторона: пользователь не может в полной мере почувствовать все возможности программы, что уменьшает шанс покупки. Так что нужно найти тонкую грань: какие функции вырезать, а какие оставить. Если вырезать что-то значительное, то пользователь может просто не оценить всей пользы программы; а вырезав не очень важное - даешь пользователю возможность спокойно работать с демкой, даже не думая о приобретении полной версии. Лучше всего опираться на психологию - класть кусок сыра прямо перед лицом, но не давать до него дотянуться; т.е. сделать так, чтобы пользователь видел результаты работы, но не мог ими воспользоваться. Например, мог перевести текст, но никак не мог сохранить перевод.

Какой способ применять? Мощные и многофункциональные программы лучше, наверное, выпускать как demo. Такие обычно стоят немало; и потери от одного пользователя, скачавшего “крэк”, будут весьма значительными. Кроме того, можно найти множество вариантов для ограничения – ведь функций-то много. Напротив, простые и средние программы стоит выпускать как ShareWare, так как пользователю нужно в полной мере оценить (и так небогатые) возможности оной.

Я же лично считаю, что лучший способ распространения – AdWare; т.е. «спонсированное программное обеспечение». На первый взгляд - такие программы бесплатны, т.е. распространяются свободно, содержат полный набор функций и не требуют регистрироваться. Но при этом - в главном окне программы размещается реклама (баннер), за показы которого будут платить реальные деньги. К тому же, пользователь может (как и в случае с ShareWare) зарегистрироваться - и убрать рекламу из своей копии.

То есть выгода очевидна: во-первых, два источника дохода; во-вторых, раз программа бесплатна - ей будет пользоваться много людей, что само по себе способствует.

А теперь посчитаем – допустим, программой одновременно пользуются 1000 человек, каждому из них программа покажет примерно 10 баннеров в день, и за один показ платят примерно 0,2 цента… вот и получается 1000*0,2*10 = 2000 центов = 20$ в день. Неплохо? И это практически минимум; если программа хорошая, да ещё и внешне бесплатная - то, возможно, ей будут пользоваться десятки тысяч человек. А если еще вспомнить о людях, которые захотят зарегистрироваться, дабы убрать рекламу…

Теперь про минусы этого способа. Первое - программа должна быть потенциально популярной в широких массах; из-за этого в качестве AdWare распространяются в основном крупные проекты (не имеет особого смысла показывать рекламу аудитории в 100 человек). Второе - в последнее время люди стали беспокоиться о программах, которые устанавливают AdWare-продукты. Это, действительно, потенциально вредные программы, т.к. они постоянно сидят в памяти и используют интернет когда захотят (такие программы еще называют SpyWare). В последнее время появились утилиты (например, OptOut), которые обнаруживают и удаляют SpyWare.

Для получении информации по размещению баннера в программе стоит зайти на сайты www.radiate.com, www.cydoor.com, www.everad.com

Итак, вроде бы – дверь указана; но войти в неё нужно самостоятельно: решать, каким способом распространять свои программки, всё равно предстоит вам, граждане читатели…
Теперь поподробнее рассмотрим собственно

Распространение
Для начала нужно создать WWW сайт, с которого программу можно будет скачать. Но сайт - это не только место для файла; на нем должна располагаться разного рода информация о программе, авторах, регистрации и т.д. Сайт – это во многом лицо программы, так что стоит уделить его созданию особое внимание (впрочем, это тема для отдельной статьи, так что здесь не будем её рассматривать).

Наконец, надо где-то разместить этот самый сайт; для этого в сети существуют куча платных и бесплатных хостингов. Если проект масштабный, то стоит завести собственный домен - типа www.myprog.ru или www.mycompany.com; это выглядит солиднее, но стоит некоторых денег. Для большинства проектов на первых порах достаточно домена третьего уровня, типа www.myprog.server.com; конечно, не так красиво, зато бесплатно - подобный домен можно зарегистрировать почти на любом бесплатном сервере (их элементарно найти любым поисковиком, по фразе “бесплатный хостинг”).

Кстати, лучше не размещать сайт у своего интернет-провайдера - в случае ухода от оного можно столкнуться со многими неприятностями, связанными с переездом.

Итак, сайт создан, программа размещена; теперь надо сделать так, чтобы о программе узнало как можно больше людей. Самый лучший и распространенный способ – разместить информацию о своей программе на софт-серверах; там находится информация о тысячах программ, и пользователи заходят туда специально, чтобы найти для себя что-то полезное. Оптимально зарегистрироваться на 5-6-ти наиболее известных серверах (искать их можно по фразе “каталог+софт”).

Самое важное там – придумать своей программе яркое рекламное описание, чтобы выделяться из толпы и привлечь внимание наибольшего числа пользователей. Еще можно разместить ссылки непосредственно на сайт программы, для чего воспользоваться линк-каталогами (найденными, например, по фразе “каталог+ссылки”).

Методы раскрутки, описанные выше – самые несложные и общедоступные; но можно заняться рекламой своей программы в полном смысле этого слова. Для этого существуют службы обмена баннерами. Они работают следующим образом: показываешь баннер на своей странице (на нем крутится реклама других участников), а за это – у других участников обмена появляется твоя реклама. Еще можно просто заказать определенное число показов баннеров в сети за деньги.

Таких проектов очень и очень много, и западных, и отечественных; достаточно поискать по фразе “обмен+банер” на русских и “banner+exchange” на западных поисковиках.

Баннеры – хороший способ рекламы; но для того, чтобы он был эффективным, требуется очень большое количество показов. Бесспорно, намного более эффективно действует заказная реклама на известных сайтах - когда программе отводят специальное место, и всячески рекомендуют её посетителям; но это обойдется в кругленькую сумму… такую рекламу стоит применять для уже раскрученных проектов, чтобы выжать из них всё по максимуму.

Подводим итоги: чистая реклама – хороший способ раскрутки, но всё же не такой простой, доступный и эффективный, ак размещение в тематических каталогах. Для крупных проектов стоит запастись деньгами и раскручивать по полной программе, а для остальных это лучше делать по мере возможности…

Получение денег
Итак, мы подошли к наиболее приятному моменту; ради которого всё, собственно, и затевалось – к получению денег.

Для начала нужно завести счет в каком-нибудь банке; обычно это обходится не более чем в 10$. Далее, нужно определиться с ценовой политикой - т.е. решить сколько будет стоить программа (регистрация). Здесь всё зависит от сложности продукта; чем он больше и мощнее, тем дороже.

Например, для небольшой, но полезной утилитки оптимальной ценой будет 10-15$. Лучше, по понятным причинам, сделать программу дешевле, но в разумных пределах – во первых, на Западе многие судят о качестве программы по её цене; во вторых – можно немножко пожадничать, т.к. лишние деньги пока ещё никому ни мешали.

Для получения денег существуют два оптимальных способа – один для наших клиентов, другой для западных.

Начнем с западных, так как в нашем случае они более перспективны как покупатели. На самом деле, с буржуинами работать даже проще, чем с соотечественниками – они поголовно обладают таким благом цивилизации, как кредитная карта. С ее помощью клиент может заплатить за программу прямо не выходя из сети, и получить ключ на свой e-mail. Для того, чтобы провернуть эту схему, лучше воспользоваться помощью специальных агентств: они берут на себя все хлопоты по получению денег от клиента, отправке ему ключа, и, конечно, пересылке денег на твой счет.

За свои услуги такие агентства берут порядка 10% от суммы продаж; у них всегда можно выбрать способ получения денег: прямой перевод на счет в банке, чек, и т.п. На первый взгляд, лучше получать деньги прямо на счет; но, так как практически все агентства находятся на Западе - при переводе будут сдирать очень приличную сумму. Настолько приличную, что лучше пользоваться переводом с помощью чека - или, по крайней мере, сначала накапливать приличную сумму, а потом уже переводить её на свой счет (ставка оплаты перевода, как правило, фиксированная).

Много времени может уйти на регистрацию в агентстве. Иногда при контакте с западными агентствами всплывают сплошные проблемы – одни не отвечают на письма, другим что-то постоянно не нравится и т.д. Кроме того, с ними бывает трудно контактировать – все-таки мы разговариваем на разных языках. Тут лучший выход – отечественные агенства, или отечественные представительства западных агентств. Я лично пользовался русским представительством западного агентства www.softunion.org, и остался доволен. Другие агентства можно найти по фразе “shareware + sell + agency” для западных и “агентство + продажа + shareware” для русских поисковиков.

Ну вот; с иностранцами, вроде, разобрались; теперь перейдем к получению денег с соотечественников. Есть один хороший способ - конечно, не такой удобный, как с кредитной картой, но в наших условиях оптимальный. Схема такова: пользователь перечисляет деньги на указанный рублевый счет, и отсылает автору на e-mail уведомление, в котором сообщает своё имя (на базе которого будет сгенерирован ключ) и реквизиты перевода. Остается проверить, действительно ли деньги были перечислены – и отослать клиенту ключ.
Как водится, у этого способа есть минус: можно проверить, поступили ли деньги, но нет возможности установить, кем именно они были перечислены. При достаточно большом количестве покупателей это несколько добавит хлопот.
И еще: лучше пользоваться услугами банков, в которых можно прямо в сети совершать операции со своим счетом (например, посмотреть баланс и определить, поступили ли деньги) - так как каждый раз бегать в отделение банка и узнавать баланс слишком уж неудобно.