Ученые из Университета штата Аризона выдвинули новую теорию о причинах перехода наших предков на прямохождение. Для этого они провели эксперименты по измерению расхода кислорода у обезьян шимпанзе при ходьбе на двух и на четырех конечностях.

Прямохождение является одним из признаков, отличающих как современного человека, так и его далеких предков от других животных (цирковые медведи не в счет), а также одной из нерешенных проблем палеоантропологии. Выдвинуто немало гипотез, пытающихся найти причину отказа древних приматов от передвижения на четырех конечностях, но лишь проведенные недавно эксперименты могут считаться убедительными.

Профессор Дэвид Райхлен из Университета штата Аризона и Майкл Сокол из Калифорнийского университета опубликовали статью "Энергетика передвижения шимпанзе и причины хождения человека на двух ногах", в которой они описали свои опыты по изучению обмена веществ, способа и скорости перемещения пяти обезьян шимпанзе и четырех взрослых мужчин на беговой дорожке. Измерялось, в частности, потребление кислорода при дыхании.
Оказалось, что "человеческий" способ передвижения на двух ногах требует намного меньших затрат энергии, чем "обезьяний" на четырех. Впрочем, эти различия сильно зависят от стиля походки и анатомии испытуемых. Так, наилучшие результаты показала одна из самок шимпанзе, походка которой была ближе всего к человеческой, со значительным распрямлением коленных и бедренных суставов.

Исследователи проанализировали также данные об ископаемых предках человека и обнаружили, что у знаменитой австралопитечки Люси, найденной в 1974 году в Эфиопии и считающейся сейчас самой древней из наших предков, строение скелета наиболее приспособлено именно для прямохождения на двух ногах.

Важно, что скорость при прямохождении, а точнее, при "прямобежании", заметно выше, чем при перемещении на четырех конечностях. Можно предположить, что это дало нашим предкам большие эволюционные преимущества: кто быстрее бегал, тот чаще оставался в живых при встрече с хищником, и эта мутация закрепилась генетически. Кажется, этот механизм действует и в современном обществе.