Новости: Панамская стройка осчастливит китайцев.
Сегодня это объект планетарного значения, но более века назад все начиналось как классическая пирамида. Около миллиона вкладчиков потеряли деньги, а 20 тысяч строителей – жизни. Но когда стройка, наконец, завершилась, Панамский канал изменил всю мировую экономику. Теперь
На этой неделе президент Панамы Мартин Торрихос пережил свой звездный час. Все мировые телеканалы показали, как президент крутанул «адскую машинку» и поднял на воздух сотни кубометров земли на месте нового шлюза Панамского канала (см. фоторепортаж). Президент не скрывал своего счастья. «Это будет совершенно новый канал, который, наконец, послужит нашей стране без узурпации прибыли», - заявил Мартин Торрихос.
Одним поворотом руки он как минимум удвоил – в перспективе, разумеется – доходную часть бюджета республики, которую после обретения юрисдикции над каналом сразу перестали пренебрежительно называть «банановой». Сегодня это 600 млн. долларов стабильного и ежегодно растущего дохода: всем бы такие бананы, а точнее, «лимоны».
Сооружение Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших инженерных свершений, осуществлённых человечеством. Канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и вообще экономики в Западном полушарии и на всей Земле. Его геополитическое значение чрезвычайно высоко.
Необходимость канала стала очевидна еще в эпоху великих географических открытий, но создание гидротехническое сооружение такого уровня превосходило возможности европейской цивилизации XV века. Длина — 81,6 км, причем только на 16,4 км удалось использовать возможности Панамской и Лимонской бухт, а на самом перешейке для поддержания водного баланса в системе пришлось вырыть несколько искусственных озер. Благодаря Панамскому каналу на порядок сократился, в частности, морской путь с западного на восточное побережье США.
Сегодня пропускная способность шлюзов позволяет осуществлять проводку не более 48 судов в сутки. После 2014 года их число возрастет вдвое, а облагаемый тарифной ставкой тоннаж – видимо, в разы. Само собой, с реконструкцией будет пересмотрен Panamax – стандарт судостроения, исчисляющий длину, ширину и осадку морских судов применительно к габаритам панамских шлюзов.
Каналом смогут пользоваться большегрузные суда вплоть до супертанкеров. К большой радости Китая, который сможет, таким образом, существенно расширить импортирование венесуэльской нефти. Впрочем, уже сейчас менеджмент Панамского канала осуществляют китайские фирмы.
Образно говоря, здесь впервые в истории человечества произошло массовое ограбление людей. Свои сбережения на берегах канала, обещавшего скорое слияние Атлантики с Тихим океаном, потеряли в ХIХ веке около миллиона европейцев, в основном, французов. Канал рыли 13 лет, но все эти годы акционеры «Всеобщей компании межокеанского канала» исправно получали небольшие, но дивиденды! Откуда брали деньги на их выплату? Стройка гремела на всю Европу, подогревая мечты о скорых фантастических барышах, так что от желающих вложиться не было отбоя. В общем, классическая пирамида.
Деньги давали не просто так, а под легендарное имя Фернана Лессепса, создателя Суэцкого канала. Престарелый строитель закончил свои дни в тюрьме, а более 20 тысяч местных индейцев строителей – на дне выкопанного всего на треть канала. С тех пор, как рухнувшие надежды в 1893 году потрясли Европу, «панамой» стали называть не пляжную шляпу, а крупномасштабную аферу с обманом людей, чиновной коррупцией и купленной прессой. В 1903-м строительство канала продолжили уже американцы, выкупив у французов права владения за 40 миллионов долларов.
Видимо, недобрая память стройки прежних веков поощряет правительство Панамы к особой щепетильности, с которой оно подходит сегодня к выборам подрядчика второй очереди объекта планетарного значения. Управляющая компания Panama Canal Authority (ACP) объявила двухступенчатый международный тендер. Уже 12 сентября представители компаний-соискательниц подряда, посетят место строительства, а на следующий день состоится презентация конкурсных проектов. «Четыре фирмы, которые будут отвечать нашим требованиям и наберут наивысшее количество очков перейдут во вторую, финальную часть тендера, - сообщает заказчик, - Мы ожидаем, что в тендере примут участие компании со всего мира».
Как отмечается в пресс-релизе ACP, шорт-лист из четырех компаний будет объявлен в ноябре 2007 года. К концу следующего года будет выбран тот консорциум, который предоставит наилучшее предложение.