Кровли из рубероида

Кровли из рубероида становятся все популярнее. Они недорогие, долговечны и легко укладываются.
Для увеличения службы кровли, нужно основание (обрешетку) для них соорудить из сухих обрезных досок не меньше 30 мм толщиной, иначе они будут прогибаться при ходьбе. Доски нужно укладывать без зазоров и хорошо соединять между собой и обязательно выравнивать. На свесы крыши, где присутствует сильное давление ветра, лучше использовать шпунтованные доски.

Нахлестка рулонных полотнищ должна быть не меньше 10 см. Конек кроется на 25 см или более. Перед тем, как приступить к наклейке, нужно снять с верхней части рубероида посыпку. Смачивают поверхность соляркой и далее механически очищают посыпку. Солярка размягчает кровельный материал, и посыпка удаляется легче.

Если у кровли есть уклон более 15% , то нужно укладывать рубероид не менее, чем в два слоя, если уклон меньше - три слоя.
При склеивании и наклеивании рубероида рекомендуют брать не чистый битум, а битумные мастики, у них повышенная эластичность и теплостойкость, чем у просто битума, также мастики не такие хрупкие при понижении температуры. Мастики получают при смешивании горячего битума и наполнителя (тонкомолотого мела, асбеста 6-7 сортов, древесной муки и опилок, торфяной крошки, мелко нарубленной минеральной ваты и др.). Наполнители для мастики нужно просеять через сито с ячейками в 3 мм или меньше, их также нужно хорошо просушить (асбест - до 5% влажности, другие - до 3%).

Чтобы приготовить 10 кг мастики необходимо взять 8,2-8,5 кг битума и 1,2-1,5 кг наполнителя (самый лучший мелкий асбест). Битум помешают в емкость на 3/4 ее объема, плотно закрывают крышкой и нагревают до абсолютного плавления и пропадания комков. Когда на битуме появляется пена, с его поверхности удаляют поднявшиеся ненужные примеси при помощи сетки из металла, которая натянута типа сачка или жестяной банки, на дне которой делают отверстия и прикрепляют к длинной деревянной ручке.
Нагревают битум до того момента, пока он не прекратит пениться и шипеть, в итоге масса должна быть однородной, а поверхность зеркальной. Потом емкость снимают с огня и добавляют в битум сухой просеянный наполнитель маленькими порциями, тщательно перемешивая, после добавляют отработку (масло). Приготовленную битумную мастику используют только горячей, следовательно, готовят ее прямо перед началом работы и используют одноразово.

При работе с горячей мастикой необходимо быть очень осторожным. Если битум попал на кожу, его сразу снимают тампоном с керосином, а потом моют кожу мылом с теплой водой и после наносят крем (допустим, ланолин).

Чтобы кровельный ковер лучше приклеивался, на поверхность основания необходимо нанести холодную грунтовку.
Чтобы приготовить 10 кг холодной битумной грунтовки нужно примерно 3 кг битума и 7 кг растворителя: солярки, керосина или бензина автомобильного. Сначала расплавляют и обезвоживают битум, потом переливают его в посуду, а уже после того, как он остыл до 70°-90°С, вводят туда осторожно растворитель. Если используют бензин, то в него вливают битум и перемешивают мешалками из дерева.

После того, как наклеен рубероид, его поверхность окрашивают горячей мастикой, нанося ее ровным слоем, а потом посыпают сухим крупнозернистым песком. Это способствует увеличению службы кровли.

Еще битум можно приготовить иным способом. Перед его закипанием, в него вливают в автотракторное картерное масло ("АС-8, 10", дизельное) около 0,5 -1 кг на ведро битума. И продолжают нагревать до получения однородной массы. Используют не чистое свежее масла, а профильтрованную отработку.
Данный битум способен выдержать температуру до - 35°С и не на нем не образуются трещины.