Банки мелочатся: они активно развивают кредитование малого бизнеса

Банкиры исчерпали потенциал роста потребительского кредитования в Северо-Западном федеральном округе и начали энергично осваивать более рискованный, но не менее впечатляющий по емкости сектор -- кредитование малого и среднего бизнеса. Просроченная задолженность в нем достигла 1%, а темпы роста в первом полугодии -- 31%. Этот сектор вырвался на первое место среди других видов кредитования. Однако бизнесмены продолжают сетовать на трудности привлечения заимствований.
По данным аналитического центра "Эксперт Северо-Запад", в первом полугодии 2007 года банки увеличили выдачу кредитов малому бизнесу по СЗФО в среднем на 31%, крупному бизнесу -- на 25%, а кредитование физических лиц выросло на 22%. Пока крупнейшими кредиторами малых предприятий остаются два госбанка: "ВТБ Северо-Запад" (кредитный портфель на 1 июля 2007 года -- 42 млрд рублей) и Северо-Западный банк Сбербанка России, с начала года увеличивший кредитный портфель по малому бизнесу на 35%, почти до 50 млрд рублей. Негосударственные коммерческие банки, серьезно занявшиеся малым бизнесом, наращивают портфели значительно быстрее, в среднем за первое полугодие текущего года на 40-50%. Наибольшие темпы роста продемонстрировал банк "Санкт-Петербург" -- 192%. Правда, объемы кредитных портфелей у негосударственных банков в десятки раз меньше, чем у государственных, и составляют 1-3 млрд рублей, поэтому и темпы роста такие высокие.
По оценкам банкиров, потребность малого и среднего бизнеса СЗФО в кредитах оценивается в 290 млрд рублей. Пока банкиры не освоили и половины этой суммы. Гонка только началась, и в нее включаются новые игроки. По словам заместителя председателя правления банка "Санкт-Петербург" Ольги Володиной, стратегической основой дальнейшего роста руководство банка считает кредитование малого и среднего бизнеса. Осенью текущего года банк запустил собственную программу кредитования, а до этого осуществлял совместную программу кредитования малого и среднего бизнеса с Европейским банком реконструкции и развития.
Успеха на этом поприще добьется тот банк, который тщательно изучит потребности малого бизнеса и осознает, чем он все-таки отличается от крупного. Пока у банкиров смутные представления о небольших компаниях. И поэтому то, что кредитные организации предлагают подрастающему бизнесу, слабо соответствует его запросам.
Корреспондент Ъ обзвонил десяток крупнейших банков, представляясь владельцем небольшого завода по производству пластмассовых изделий для дома: вешалок, крючков, полочек, затычек для раковин и ванн и т. п. Он рассказал, что завод пять лет работает в Ленинградской области, а деньги необходимы для строительства второй производственной площадки, под Москвой. Требуемая сумма кредита на расширение бизнеса -- $500 млн сроком на три года. Почти в каждом из опрошенных банков нашелся обученный менеджер по кредитованию малого бизнеса, который не без удовольствия рассказывал о возможностях банка. Но на простой вопрос: "А что вы можете конкретно предложить в данном случае?" -- финансовые специалисты не смогли ничего ответить.
В большинстве банков нет четких критериев отнесения бизнеса к малому, среднему и крупному. Более того, требования финансистов к малым предприятиям более жесткие, чем к крупным. Нередко помимо обязательной финансовой отчетности банки требуют подробные справки о поставщиках сырья и материалов, графики оплаты поставок, кроме того, нужно предоставить информацию о клиентах, частоте и объемах закупок, прибыли компании, ее оборотах. В общем, малому предпринимателю предстоит полностью раскрыть все нюансы своего бизнеса перед банком. Хотя, по сути, все, что волнует банк, это наличие залога и его ликвидность, а также стаж работы на рынке. Если финансисты узнают, что компании нет и шести месяцев, то интерес к ней сразу же пропадает. А ведь малый бизнес, который только начинается развиваться, имеет маленькие обороты, небольшую прибыль, да и может быть заведомо моложе шести месяцев.
Однако отечественные предприниматели все же научились брать стартовые капиталы в банках. "До того как обзавестись собственным баром, я работала официанткой в дорогом и известном заведении Петербурга. Один из моих клиентов предложил мне открыть собственное кафе или ресторан. Карманных денег у него на это не нашлось, и он оформил кредит для меня на свою компанию. Через полтора года, рассчитавшись с долгами спонсора, я начала брать кредиты в банках самостоятельно", -- вспоминает владелица бара, пожелавшая не афишировать свое имя.
Процентные ставки по кредитам для малых предприятий почти не отличаются от стандартных ставок по кредитам для крупного бизнеса (10-14%). У одних банков они на 0,5-1% ниже, чем установлено для крупной компании, а у других на столько же выше. Политика определения стоимости денег зависит от стратегических целей банка на этом рынке. Если это банк-агрессор, нацеленный на быстрый рост, он намерен наращивать долю рынка, и ставки будут невысокими. Банки-консерваторы придерживаются той точки зрения, что кредитование малого бизнеса сопряжено с высоким риском, а соответственно, и ставки должны быть выше среднерыночных. Но даже консервативные банки в условиях растущей конкуренции идут на снижение процентных ставок. "Банк придерживается консервативной ценовой политики, однако в сложившейся рыночной ситуации и при обострившейся конкуренции на рынке банковских услуг за год мы снизили процентные ставки на 1-2 процента. Снижение объясняется стремлением банка повысить свою привлекательность в глазах заемщиков", -- говорит начальник отдела кредитования и инвестиций Банка БФА Георгий Кабаков.
В основном консервативной политики чаще всего придерживаются крупные банки, которым не за чем гнаться. Исключение составляют госбанки, под давлением основного акционера создающие специальные программы по кредитованию малых предприятий. Но и в этом случае низкий процент по кредиту получается из-за того, что часть рисков берет на себя государство, например в лице городской администрации. Подобные программы кредитования есть и в Петербурге, в частности, специальное соглашение по этому поводу подписано между городским правительством и ВТБ и Северо-Западным Сбербанком РФ.
С ростом активности банков в этом секторе начала расти и доля невозвратов. Если год-полтора назад малые предприятия не гасили в срок около 0,5% от суммы задолженности, то сейчас доля невозвратов достигает примерно 1%. Впрочем, по потребительским кредитам доля просроченной задолженности превысила уже 5%.
Главная причина, по которой предприятия не рассчитываются в срок с банками, связана с тем, что многим компаниям не хватает опыта в финансовом планировании и они не всегда точно сопоставляют поступающие платежи и выплаты. "Самой распространенной причиной задержки платежей по кредиту является отсутствие у предприятия квалифицированного менеджмента, способного оперативно управлять своей ликвидностью", -- говорит господин Кабаков.

Источник:  Коммерсантъ  www.kommersant.ru