Японское искусство Бансай

Бансай (с японского - растущий на подносе; дерево в горшке) - искусство через которое показывают красоту природы одним или несколькими миниатюрными деревьями. Если человек, решил заняться выращиванием этих миниатюрных растений, то прежде всего он должен быть художником, чтобы сумел создать в мыслях желаемый образ, а уже потом хорошим садоводом, дабы соединить свой образ с живым растением.

Бансай - это целая наука выращивания растения на блюде или в небольшом мелком сосуде. Главный принцип, который мастера бансай используют вот уже более тысячи лет - "Через малое видеть великое". При помощи бансай на маленьком пространстве мастерски воссоздать всевозможное разнообразие природы.
Многовековая история бансай глубоко уходит своими корнями в культуру Индии и Китая. В VI веке вместе с буддизмом, благодаря странствиям монахов, его принесли в Японию, где бансай начал успешно развиваться. Мастера бансай в Японии смогли разработать главные правила формирования дерева, исключая любые случайности. Стили бансай естественны, просты, лаконичны, они очень приближены к природе, в них нет излишеств и помпезности. В бансае используют не только деревья, но еще и кустарники, травы. Бансай насчитывает 15 стилей, в зависимости от роста ствола, ветвей и корней. Однако хоть и канонизированы стили, любой бансаист добавляет в это искусство что-то и от себя. Как правило, используют местные растения, придавая этим национальный колорит бансай.

ПРЯМОЙ СТИЛЬ. Ствол растения абсолютно прямой, крона размещена наподобие конуса, рост веток симметричен по всему стволу. Размер ветвей и расстояния от одной к другой становится меньше от основания к верхушке. В данном стиле берут неглубокий контейнер овальной или круглой формы.

СТИЛЬ <МЕТЛА>. Идеально прямой ствол, листва ветвеобразна, берут такой же контейнер, как и в вышеописанном стиле.

ИСКРИВЛЕННЫЙ СТИЛЬ. В данном стиле ствол дерева немного искривлен, на нем есть несколько основных изгибов. Верхушка такого дерева направлена вверх и немного наклонена. Контейнеры можно брать разные.

НАКЛОННЫЙ СТИЛЬ. Ствол вертикально отклонен на 30 градусов. Зрительное равновесие дают побеги, с внутренней стороны угла они длиннее, чем ветви с внешней стороны. Для данного стиля берут овальные или прямоугольные горшочки средние по глубине.

<СНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ>. Дерево, выполненное в этом стиле имеет плакучую крону, со смешенными в одном направлении ветвями. Корни чрезмерно развиты и выступают вверх. Уравновешивание кроны происходит или корнями, идущими с противоположной стороны, или светлыми камушками. Берут контейнера такие же, как в наклонном стиле.

<ПОЛУКАСКАД>. Коренастый, сильный, резко выходящий и сужающийся ствол. Линия ствола может быть искривленной либо прямой. Главная часть верхушки доминирует над первым стволом и опирается на корни. Высота основной части дерева должна равняться 1/3 видимой части дерева. Крона сформирована в виде треугольника и расположена радиально. Шапка листвы основательно подстрижена и срезаны все детали, которые хоть как-то нарушают контур кроны. Контейнеры обязательно должны быть глубокие, форма может быть любая.

<КАСКАД>. Основными характеристиками данного стиля являются ветви и ствол. Вершина изогнутого ствола спадает ниже основания горшка. Ствол коренастый и короткий, а вот ветви наоборот, длинные. Контейнер берут глубокий, форма может быть разной.

<ПОЛЗУЧИЙ ЛЕС>. У дерева должно быть несколько стволов, общее основание и корень. Основной ствол расположен справа, в третьей части контейнера, как правило, по диагонали для сотворения возможной перспективы. Стволы отбеленные и без корней.

<УЗОР>. Ствол лишен ветвей, разветвляется лишь на верхушке и изгибается в некоторых местах. В данном стиле присутствует другой ствол, который ниже первого. Элегантность и простота зависит от ветвей и ствола узорчатой архитектоники (форма верхней кроны, изгиб ствола). В профиль листва образует купол. Можно брать мелкие горшки, круглой формы.

<ПЛОД>. Ствол коренастый и короткий стелется по земле, ветви отходят от него. У криволинейного ветви змеевидные, ствол прямой или искривленный, у прямолинейного - ствол прямой стелющийся, ветви отходящие прямые. Перспектива получается за счет отклонения ствола назад или вперед.

<БЛИЗНЕЦЫ>. Для данного стиля характерно два или более стволов, с общим корнем, но разных по диаметру. Горшки берут мелкие и средние по глубине, квадратной или круглой формы.

<ДЕРЕВО НА СКАЛЕ> Основоположниками данного стиля стали кустарники и деревья, которые растут на скалах в расщелинах. Берут неглубокие контейнеры, овальной или круглой формы.

<КОРНИ НА СКАЛЕ> Ствол S-образный и расположен на краю горшка или в 1/3 его части. Берут средние или мелкие по глубине контейнеры.

<ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОРНИ>. В этом стиле много стволов из общей корневой системы. Емкости специальные для многоствольных бансай.

<РОЩИЦА>. В этом стиле характерна группа деревьев, расположенных вместе, дающих иллюзию перспективы. Верхушка самого высокого дерева не должна проходить через центр оси. Горшки прямоугольные, круглые и овальные.

Бансай можно создавать и искусственно. Нужно выбрать ствол, потом выбрать стиль, после обработать его и подобрать ветки. Если на стволе ветки есть, то не нужно их трогать. Ствол нужно вымыть горячей водой с мылом, просушить. Почерневшую, старую ветку очистить наждачкой, потом отполировать. Еще нужно придать тон ветки гуашью с ПВА или морилкой - тонировка должна быть легкой. Расположив ветку в горшке, ее закрепляют монтажной пеной или герметиком для окон. Если пену срезать, то получится ландшафт вашего бансай. Для создания хвои берут ветки хвои, чтобы их деформировать, нужно их подержать над паром. Потом в стволе при помощи дрели делаю дырки, в них клеем прикрепляют ветки. Для окончательного формирования ландшафта используют камушки и мох, различных цветов и размеров.