Что такое минимализм, пуризм, хай-тек
Минимализм, пуризм, хай-тек - если вы хотите найти различия между этими направлениями модерна, то нужно сразу заметить, что это три близнеца. Пуризм - течение стиля, борющееся за простоту и чистоту форм, - он функционален и минималистичен, хай-тек - по сути, это ни что иное, как замечательно выполненная форма минимализма строгих и функционально необходимых для жизни предметов, а в основе минимализма лежит идея формула совершенства, чистоты и комфорта окружающей обстановки в стиле модерн. И лишь сегодняшние технологии могут гарантировать безупречность исполнения предметов мебели в стиле минимализма.
Минимализм вырос из конструктивизма 1920-х годов как отказ от излишеств и украшательств. Данное направление побеждает "эклектизм" времени постмодерна и занимает новые позиции функциональной технологичности и чистоты, применения новейших материалов, современных форм и конструкций. Марсель Бреер, Вальтер Гропиус и прочие дизайнеры стали использовать сталь и прочие металлы в дизайне мебели. Алвар Аалто финский архитектор пробовал делать мебель из клееного дерева, при этом получались экстравагантные изогнутые формы, Мис ван дер Роэ придумал свои известные кресла, где вместо обивки использованы кожаные ремни.
Во время первого десятилетия после войны как в общественной жизни, в общем, так и в архитектуре в частности происходила некая демократизация, все искали новые пути развития.
Даже сам термин минимализм напрямую связан с общими тенденциями в искусстве 60-х гг., которые были обусловлены развитием демократии и воплощением девиза "долой все лишнее". Хотя нужно заметить, что минимализм разных годов, к примеру, 20-х, 60-х или 2000-х, конечно же, различны и по материалам, и по формам, и даже по настроению.
"Мало - даже это уже много", так считал Мис ван дер Роэ. В интерьере минимализма это слово применимо абсолютно ко всему: мало мебели, мало декора, мало деталей. Однако, чем меньше предметов, тем совершеннее должен быть каждый из них, как и полностью вся композиция интерьера. Поверхности просто должны быть цельными, идеальными. Дизайнер-минималист как правило в основе своего создаваемого интерьера берёт пару цветов, самый популярный из которых белый - он лучше всего обозначает линии предметов. Интерьер оживляется при помощи небольшого количества выразительных деталей, которые контрастируют с целым фоном. Это может быть картина, инсталляция, икебана, ваза.
В 1977 году в архитектуре Центра искусств имени Жоржа Помпиду во Франции (Париж) архитекторы Ренцо Пиано и Ричард Роджерс в первый раз перешли через границу общепринятых решений, тем самым поставив на первое место новейшие материалы и достижения высоких технологий (high-tech). Так родилось абсолютно новое направление в стилях - хай-тек. Оно имело ввиду ультрамодный современный метод формирования среды, по средствам сбора технических деталей, которые явно были видны в конструкциях. Во главе этого стиля стоит техника, и именно это влияет на психологию восприятия проекта мебели, который образует все пространство интерьера.
Теперешнее понимание хай-тека не подразумевает главным образом показ техники в интерьере. При виде мебели, в которой элементы из металла немногословной формы с идеально соединяющимися друг с другом элементами, мастерски преобразовывающимися, просто передвигающимися и открывающимися - мы также говорим: хай-тек.
Как для интерьера в стиле минимализма, так и для интерьера в стиле хай-тек присущи аскетичный дизайн, максимум функциональности и наибольшая лаконичность форм, нет "швов", раздробленности форм, предпочтительнее большие монолитные формы. Поверхность предметов - лучше всего из монолитных, цельных плит, полы - из самых широких и длинных досок. Сами поверхности обязательно должны быть обработаны идеально. Здесь не должно быть совсем ничего лишнего, всё убрано во встроенные шкафы. Сегодняшние шкафы-купе - это своего рода дань именно этой моде.
Часто отдают предпочтение минимализму для обустройства интерьера из-за небольшого пространства. Именно таковыми являются интерьеры по-японски, которые преподнесли не один урок дизайнерам. Однако не всегда просто сказать: функция происходит из формы либо форма находится в подчинении у функции. В своих изначальных истоках стремление к минимализму - демократично, однако в реале сегодняшнего обитания чаще служит совсем не бедным людям. По своей сущности данная простота очень высокотехнологична и именно поэтому, слишком уж дорого для большинства.
В своем совершенстве минимализм, по сути, стерилен, и в итоге, бездушен, неудобен и мало найдется людей, которые смогут себя ощущать в нем комфортно с психологической точки зрения. Именно потому его сегодняшние версии более смело применяют цвет, пробуют новые средства художественной выразительности. Так знаменитая в Америке и Европе дизайнер из Парижа Селин Карбонель, добавляет в минимализм больше декора, больше цветовой культуры и эстетики. Французский пуристский стиль с активными авторскими компонентами чрезвычайно популярен сегодня в Америке и Европе. Итальянцы достигают блеска в промышленных сериях мебели от известных дизайнеров.
Что же касается форм, то минимализм за последние десять лет далеко ушел от скупой обычной геометрии в сторону асимметрии и непривычных запоминающихся образов.