Линейку Colin McRae Rally нельзя было назвать успешным представителем стана симуляторов, потому что детище Codemasters правильней было бы наречь «псевдосимулятором». Причем это определение совсем не должно вызывать на вашем лице гримас недовольства и пренебрежения — в игру вложено все то, за что мы вообще любим этот жанр: множество лицензированных автомобилей и трасс, симпатичная картинка, тот самый аркадный движок, пытающийся показаться суровым и взрослым… Однако, вопреки ожиданиям прессы и геймеров, анонс следующей части не спешил появиться в новостных лентах игровых изданий. И только сейчас, спустя два года (фактически, раскрученный бренд простаивал целый год — Electronic Arts ни за что бы не позволила себе такую вольность!), мы можем, наконец, восхититься красотами очередного сиквела — грязью, облепившей кузов, и шейдерами третьей версии, — как и мини-революцией, свершившейся в стане Colin McRae.
Аркада или симулятор?
Два кита, на которых уверенно держится DiRT, и, собственно, за счет которых опережает на голову предыдущие игры серии — реалистичная картинка, использующая все прелести next-gen технологий, и новые режимы, преобразившие скучные и монотонные раллийные заезды. С первой составляющей все становится ясно после первого ролика, после первых же минут игры. Высокодетализированные модели авто; достоверные, продуманные до мельчайшей кочки, трассы; плывущие по небу облака и невообразимой красоты дождь; клубящаяся пыль и летящая в стороны грязь; свет, проникающий в салон, и мягкие тени, ложащиеся на приборную панель… Следуя завету старинной поговорки, лучше один раз увидеть. Каждый скриншот можно без стеснения ставить на рабочий стол, чтобы, сидя в за своим ПК знойный июльский день, лицезреть мокрые дороги Туманного Альбиона, капли на стекле полюбившегося Citroen C4 и большие-большие свинцовые тучи.
С физикой же все не так гладко — есть некоторые нарекания, возникшие из-за намеренно упрощенного поведения машины. Пример — ваш КАМАЗ (только представьте себе!), среди пустынь раскочегаренный до 100 Км/ч, внезапно при резком повороте ложится на бок, затем делает кувырок, еще один… и снова встает на колеса! Плюс один — сбереженные нервы, ибо не нужно начинать гонку заново, потому что при другом раскладе машину протащило бы на боку еще несколько метров, — а в ралли каждая секунда на вес золота — и вы бы оказались, только подумать, восьмым из восьми! Но, послушайте, творящееся на экране с реализмом несовместимо в принципе. Поэтому всех компьютерных гонщиков, ищущих здесь тончайшую настройку «коня» перед гонкой и сотни параметров, о которых умалчивают, чтобы не травмировать детей и беременных женщин, просим удалиться. Безумная моделью поведения машины а-ля Flatout 2 вгонит в ступор поклонников серии GTR, но несказанно обрадует почитателей более попсовых проектов: Xpand Rally и Richard Burns Rally.
Теперь несколько слов о вождении. Зачастую, в играх такого типа игрока не покидает ощущение того, что под твоим клавиатурным (рулевым) командованием находится не спорткар, а картонная коробка. DiRT, в силу своей принадлежности к аркадам, тоже страдает этой болезнью, зато умело передает различия между машинами разных классов. Управление грузовиком и легковушкой различается совершенно, поэтому будьте готовы вовремя корректировать свои навыки: поворот на 90° уже не пройти с заносом, если вместо Reno Clio у тебя многотонный Kenwoorth.
Качественный и количественный прирост.
Очень кстати Codemasters Studio обнаружила и залатала еще одну брешь, передающуюся по наследству в сериале Colin McRae — однообразность геймплея. Что было раньше? — десяток-другой отличных трасс и один единственный режим — ралли. К середине игры, когда каждый трек был заучен вами наизусть, разработчики не давали ничего нового, кроме свежей порции машин. Игрока за уши тащили к финалу, наплевав на то, что он давно уже зевает и подумывает о пробежке в каком-нибудь шутере. DiRT, к счастью, избавился от этого недуга и, вплоть до финальной гонки в режиме «Карьера», не перестает удивлять. Во-первых, большим количеством различных заездов: кольцевые гонки с соперниками, дуэль один на один, пресловутое ралли — есть из чего выбрать. Во-вторых, автопарком нескромного размера. Все машины честно лицензированы и внедрены в игру как подобает, а также разбиты на добрый десяток классов: с передним приводом, с задним, «4x4», грузовики, багги, ретро… Модифицировать купленных «лошадок» нельзя, но может оно и к лучшему, ибо менеджмент в такой игре не лучшим образом повлиял бы на ее привлекательность. А так все предельно просто: любуясь на красивое меню (3D в духе Windows Vista) выбираем гонку, затем машину (обычно из двух-пяти моделей), ливреи (тип покраски кузова), и «…Ready, Stady, Go!». DiRT подойдет даже тем, кто с рождения не питает любви к симуляторам: перед заездом вы в праве выбирать уровень сложности. Но учтите, что награда будет тем выше, чем серьезнее соперники и чем реалистичнее модель повреждений.
Главная музыкальная тема передает привет «клубняку»: ничего отвратительного, собственно, как и прекрасного, нет, но слух не режет — и на том спасибо. Зато выше всяких похвал получились записи ревущих двигателей, а также пение птиц, шелест листвы и шум дождя. Проблема лишь в том, что у вас едва ли получится насладиться звуками природы на фоне бешеного рева машин, вкупе с восклицаниями нервного штурмана…
Переход на консоли отнюдь не добавил игре реализма, совсем наоборот — дабы привлечь бОльшую аудиторию, сотрудники Codemasters смастерили ослепительно красивую гоночную аркаду, интересную для тех, кто и знать не знает, что такое симулятор и с чем его едят. Или же для тех, кто во сне видит NFS с приставкой Rally вместо ProStreet. Хотя, даже хардкорные геймеры порой любят расслабиться. Может, отложим в сторону серьезные игры и сделаем лица попроще — глядишь и понравится!