В наше время количество интернет-пользователей стремительно растет, а стоимость доступа в интернет постоянно уменьшается. Не секрет, что уже сейчас абсолютному большинству жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов проще найти информацию в сети, нежели вызванивать телефонные справочные или штудировать газеты объявлений. Не за горами время, когда подобное отношение к получению информации будет преобладать во всех регионах России. В этих условиях, естественно, появляется все больше сайтов, в том числе и православных.

Сайтами обзаводятся все новые и новые епархии и епархиальные структуры, приходы, православные периодические печатные издания, другие организации. Помимо официальных интернет-ресурсов появляются и новые "домашние странички" священников и просто верующих людей.

Большинство из теперешних владельцев сайтов, будь то архиерей, настоятель небольшого храма или рядовой прихожанин, в свое время задавались вопросом: "Зачем нужен сайт?". Сейчас уже мало кто верит в бывшую когда-то популярной сказку о том, что стоит лишь выложить в интернет банковские реквизиты, как пожертвования потекут рекой. Делать сайт только потому, что у соседнего храма он уже есть, тоже, наверное, не очень логично. Но тогда почему в сети еженедельно появляются десятки новых православных ресурсов?

Действительно, человек, желающий обзавестись качественным сайтом, непременно должен начать работу над ним именно с вопроса "Зачем?". Ответ на этот вопрос позволит наиболее рационально построить всю дальнейшую работу: структурировать информацию, отрисовать макет, выбрать доменное имя и хостинг…

Вообще, основная функция интернет-сайта заключается в том, чтобы с его помощью донести некую информацию до определенного круга лиц, заинтересованных в этой информации. То есть сайт — это своего рода средство массовой информации, аудитория которого заметно отличается от аудитории других СМИ. Отличается хотя бы потому, что все остальные СМИ (и газеты, и теле- и радиоканалы и др.) распространяются (вещают) на определенной территории в определенное время, а интернет-сайт доступен круглосуточно из любой точки планеты, где есть доступ в интернет.

В "Приветствии по случаю 10-летия российского Интернета" Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "У Церкви Христовой всегда было понимание того, что, знание об Истине должно распространяться максимально широко. В настоящее время интернет предоставляет исключительные возможности в этом отношении, и Церковь не вправе пренебрегать ими... Наша задача — помочь людям в их духовном и нравственном возрастании. И если современный человек активно пользуется компьютером, интернетом, телевидением и радио, то и Церковь в своем миссионерском служении не может этих средств чуждаться".

Опыт работы администратором портала "Православие и современность" показывает, что многие люди, прежде чем переступить порог храма, ищут разрешения своих вопросов на просторах "всемирной паутины". Очень часто именно благодаря этим, полученным в интернете, ответам на свои вопросы и сомнения человек приходит в Церковь, начинает воцерковляться.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: православный сайт — это в первую очередь проповедь, а информация, на нем размещенная, должна нести, прежде всего, миссионерскую нагрузку.

По сравнению с другими СМИ "проповедь посредством сайта" имеет серьезные преимущества.

Материалы, размещенные на сайте, будь то текст, иллюстрация или видеоролик, не ограничены размером газетной полосы или длительностью телепередачи.

Содержание этих текстов не подвергается практически никакой цензуре (исключения составляют разве что крупные проекты, имеющие своих штатных редакторов): между Вами и результатом Ваших трудов (сайтом) не будет ни главного редактора газеты, ни генерального директора телеканала, очень часто далеких от сочувствия к проблемам Церкви.

Технически, по сравнению с другими СМИ, создание сайта очень просто и не трудоемко. Минимальные знания необходимые для того, чтобы создать сайт, доступны любому человеку, свободно владеющему компьютерной грамотностью. А если владельцу сайта (к примеру, настоятелю храма) некогда этим заниматься, то ему не составит труда среди прихожан найти человека, который бы смог выкладывать материалы, тем более сейчас, когда появилось огромное количество самых разнообразных систем управления сайтами.

Однако все эти преимущества имеют и оборотную сторону.

Отсутствие ограничений публикуемых материалов по размеру часто приводит к тому, что на сайты выкладывают необоснованно длинные неинтересные тексты, которые совершенно невозможно читать, невероятных размеров фотографии и видеоролики, которые бывает крайне трудно скачать.

Отсутствие цензуры налагает серьезную ответственность на владельца сайта за содержание материалов. К сожалению, в сети встречаются якобы православные проекты, наполнение которых не соответствует церковной традиции, а порой даже противоречит церковным канонам.

Техническая доступность сайтов приводит к появлению в сети колоссального количества некачественных непрофессионально выполненных проектов, что, естественно, отталкивает посетителей. Поэтому если Вы хотите сделать Ваш проект интересным и посещаемым, то, конечно же, лучше обращаться за помощью по его созданию к профессиональному веб-мастеру.

Однако интернет-сайт — это не только обычное СМИ, сродни печатному, теле- или радиоизданию.

Интернет в целом и интернет-сайты в частности, пожалуй, единственное средство коммуникации, которое дает возможность свободно общаться людям, объединенным интересами, но разобщенным территориально. Примером тому могут служить не только электронная почта или ICQ и другие подобные программы, где, как правило, общаются между собой только 2 человека, но также и многочисленные форумы, блоги и чаты, объединяющие в рамках одного интернет-проекта десятки, сотни, а иногда и тысячи людей из самых разных уголков планеты.

Даже выложенные на сайт расписание богослужений и новостная лента, отражающая события приходской жизни,— уже являются своего рода способом общения клириков храма с прихожанами. Так что уж тут говорить про самые популярные разделы православных сайтов — "Вопросы священнику".

Интернет-ресурсы делают доступным не только словесное общение. Они также помогают людям обмениваться разнообразными материалами. Примером тому могут служить регентские ресурсы, где руководители церковных хоров имеют возможность делиться друг с другом, как опытом, так и нотами.

***

Конечно, мы не ставим перед собой цель убедить всех читателей в том, что каждому из них непременно нужен свой сайт. Мы всего лишь пытаемся объяснить, зачем он нужен, чтобы человек, сомневающийся в целесообразности открытия собственного интернет-ресурса, смог принять решение более взвешенно и аргументировано. Чтобы люди, уверенные в необходимости создания своего сайта, смогли начать работу над ним не "с крыши", а "с фундамента". Чтобы благодаря этому православный сегмент интернета пополнился новыми качественными ресурсами.

В заключение упомянем еще один немаловажный аргумент, который нельзя не учитывать, начиная работу над собственным интернет-проектом. После того как Вы определитесь с целями и задачами сайта, решите, какие материалы будут на нем размещены, утвердите дизайн и верстку, зарегистрируете доменное имя, подберете хостинг, наконец, выложите сайт в интернет, работа над ним не закончится. Скорее, в этот момент она только начнется: "новорожденный" сайт нужно будет обновлять и продвигать в сети, и заниматься этим придется с большей или меньшей интенсивностью до тех пор, пока он полностью не утратит своей актуальности.

Однако этапы создания и поддержки сайтов — это обширная тема, осветить которую в рамках одной статьи невозможно. Мы надеемся, что в дальнейшем нам удастся рассмотреть каждый из этих этапов более детально.