Серый мир

     Путь нового Резидента был долог и тернист. Первая инкарнация увидела свет на GameCube весной 2005-го. Успех игры был ошеломителен, несмотря на то, что релиз состоялся лишь для этой консоли. Фанаты серии, не дожидаясь портов на другие платформы, бросились сметать с полок магазинов «Кубики», лишь бы поскорее приобщиться к поистине шедевральному творению Capcom. Спустя некоторое время (больше года, если не ошибаюсь) RE4 вышел на PlayStation 2, несколько потеряв в качестве, и без того, не особо выразительной графики. Позднее, игра вышла на Xbox 360, и почти сразу – на PC, получив в наследство от Х-ящика тусклую цветовую гамму и широкоформатную картинку.
Несмотря на то, что игра работает в 32-битном цвете, на экране мы, большую часть времени, видим лишь несколько оттенков серого и коричневого. На фоне этого безобразия отлично выделяются различные бонусы и предметы, пригодные для использования, но совершенно не заметны толпы хитрых и подлых зомби, загодя переодевшихся в грязное тряпье, и полностью мимикрировавшие под серый однотонный пейзаж. Унылую картину завершает заниженная освещенность с отсутствием регулировки гаммы. Радуют глаз лишь прекрасно анимированные (с помощью motion capture) модели персонажей. Кстати, к дизайну их самих, да и вообще, всего игрового мира, не придерешься. Удачная планировка помещений, расстановка освещения, множество малозаметных, но создающих нужное настроение архитектурных элементов, деталей в оформлении костюмах героев, и их противников и многое, многое другое – все это говорит о высшем качестве данного игрового продукта.

Мертвые идут!

     Геймплей четвертой части игры кардинально отличается от всех предыдущих. Наконец-то появился нормальный обзор (из-за плеча героя), с удобной системой прицеливания, работающей, как в любом консольном шутере. Разумеется, в полной мере оценить удобство управления смогут лишь владельцы аналоговых геймпадов. В принципе, можно использовать для прицеливания мышь (то есть, играть, как принято в любом FPS), но потребуется установка патча от сторонних разработчиков.
     В остальном же, новый RE сохранил все «фирменные» особенности серии: сбор травки различных цветов (с возможностью их комбинирования для усиления эффекта), поиск ключевых (в прямом смысле) предметов, решение загадок (наконец-то, по уровню сложности, отличных от задач на выявление умственно неполноценных), и, конечно же, отстрел зомби из всех видом оружия. Наряду с привычными огнестрельными единицами и ножом, добавлена возможность удара ногой. Увы, толку от этой, безусловно хорошей задумки, немного – удар является контекстно-зависимым, т.е. иконка с номером кнопки для удара появляется лишь в определенный момент (закономерности появления установить не удалось). Из нововведений хотелось бы отметить постоянное (чуть ли не половину игрового времени) присутствие рядом Эшли – президентской дочки, которую, собственно, и предстоит спасать всю игру. Одну из миссий предстоит пройти за нее (опять же – стандарт для этой серии), в остальных – водить за собой, прикрывая своим телом (буквально) от разнообразной нечисти, зомби и прочих гадов. Кстати, интересный момент: враг не заинтересован в смерти Эшли (по сюжету, она нужна их повелителю живой), поэтому, стоит Леону зазеваться, как какой-нибудь крестьянин/монах/солдат, взвалив на плечо отчаянно визжащую блондинку (ее крики вовремя напомнят о прямых обязанностях Леона/игрока), направляется с ней к выходу. В такие моменты в голове активизируется триггер, что девицу надо срочно спасать (если она покидает локацию – игра заканчивается), поэтому бросаем все дела, и судорожно прицелившись, стреляем по ногам «носильщику». Как показывает практика, поначалу нервы будут брать верх, и первый же выстрел будет приводить к Game Over’у (бедная Эшли…), с этим надо смириться.
     После прохождения игры, открывается множество бонусов: интересные режимы игры на выживание (с последующим открытием новых персонажей, арта, и прочих приятных вещей), пара дополнительных сценариев за бесподобную Аду Вонг (один из них сюжетно запараллелен с оригинальным сценарием), и конечно же, повторное прохождение на повышенной сложности.

Headshot!

     Оружие в RE – это ваша жизнь. Важнее – разве что боеприпасы для него. С самого начала следует научиться экономить патроны (особенно актуально в бонусных сценариях), потому как купить или сделать их (как в RE3) нельзя. Стреляем по рукам – противник роняет оружие, подходим ближе, убиваем. Стреляем по ногам – враг падает, расстреливаем на земле в упор. Выстрел в голову… А вместо головы из тела вылезает какая-то слизистая гадость с паучьими лапками. Вот радость-то…
     Ассортимент стволов внушителен – не менее двух десятков пушек, от пистолетов всех видов (от табельного Глока, до Кольта .45 с мощностью, вдвое превосходящей полностью прокачанную штурмовую винтовку), до снайперских винтовок и РПГ-7. Патроны разделены по классам оружия (пистолет/пистолет-пулемет/винтовка), т.е. подходят к конструктивно близким единицам.
Еще стоит отметить появление в игре магазина, где можно продать найденные ценности (которые, в отдельных случаях, можно комбинировать для повышения стоимости), приобрести новое оружие (открываются по мере прохождения), или модифицировать имеющееся. Модификация производится по ряду параметров: скорострельность, вместимость обоймы, скорость перезарядки и т.д. Многие апгрейды изменяют внешних вид оружия (приклад, новая оптика). Приятной неожиданностью является возможность увеличивать размер инвентаря (жаль, стоит дорого).

Survivor

     Грамотная режиссура, интересный сюжет и главное – чувство постоянного страха, сделали свое дело. Создателям удалось точно воспроизвести все ощущения, которые мы переживали много лет назад, когда в играх ценилось не количество полигонов и достоверность физики, а постановка, атмосфера и азарт сложного, но увлекательного геймплея. Четвертая часть серии Resident Evil на голову превосходит все предыдущие, и не оставляет ни малейшего шанса конкурентам в жанре Survival Horror.