Жучиный десант в ледниковый период
После того как на одной из новомодных приставок, PS3 или Xbox360, выстреливает очередной хит, когорта игровых изданий начинает увлеченно считать дни сначала до анонса, а потом уже и до выхода новомодного чуда на персоналках. Что ни говори, а в последнее время все самое передовое и вкусное завозят сначала консольщикам, а потом уже соглашаются поделиться и с остальными. Приходится примиряться с этим прискорбным фактом, а то уже и радоваться, когда портирование укладывается в разумные сроки, а не бьет никому не нужные рекорды. Пример неудачного "переезда" - Halo 2, успевший морально состариться, поседеть и облысеть в ожидании своего Vista-релиза. Его антипод - свеженький, не далее как начала этого года блокбастер с шайтан-ящика "большой M", крупнобюджетный (по слухам, только на производство потратили порядка 20 миллионов, сопоставимая сумма ушла и на раскрутку) экшн Lost Planet.
Борьба с гигантскими насекомыми на далекой заснеженной планете так приглянулась покупателям, что те быстренько смели с прилавков более миллиона копий. Весьма почтенный результат, заставляющий топ-менеджеров заказывать лишние грузовики для перевозки денег, а сценаристов начинать слюнявить карандаши на предмет высасывания из оных хоть какого-нибудь сюжета для сиквела, приквела, на худой конец спин-оффа. Еще одно приятное отличие PC-версии "замороженной жучатины" от "мастер чифа" - наличие последнего писка в мире операционных систем, Windows Vista, желательно, но вовсе не обязательно. Иными словами, для перфекционистов припасена возможность запустить вариант "DX10-премиум", ну а для всех остальных прекрасно все работает и на привычной "девятке". Вдогонку еще одна любопытная деталь: Capcom не стала доверять портирование сторонней студии (не будем показывать пальцем на бессовестную Sourcenext), а взвалила на собственные плечи. За что ей отдельный респект.
Побегав в компании с инсектоидами и вдоволь налопавшись хрустящего снега, констатируем - вышло бодренько, местами даже чересчур зажигательно, но без изюма. Такое ощущение, что бежишь в каком-то густом сиропе, вроде и вкусно, но как-то уж слишком приторно. Да и сам бег получается не то по кругу, не то на одном месте. Первый уровень, второй, третий... да хоть десятый - фактически ничего не меняется! Оружие, за редким исключением, все то же самое, способности главного героя - аналогично, методы умерщвления наседающих гадов - один к одному. Интерес худо-бедно удается держать благодаря появляющимся новым моделям "мошек" и сменяющим друг дружку декорациям (впрочем, толстый слой снега скрадывает индивидуальность). Хотя, конечно, заставлять нас несколько раз бегать по одним и тем же полянкам - дурной тон. Даже история смотрится оторванной от реальности: вот тут мы разносим в щепы бедный переулок или утюжим очередного паучка размером со средней величины небоскреб, а тут глазеем на полноценные анимационные ролики. Из которых, к слову, мог бы получиться неплохой мультик (общей продолжительностью более часа), если их склеить вместе и демонстрировать отдельно от игры.
Вспомнить все
А рассказывается в том кино о молодом юноше Уэйне Холдене, который ни черта не помнит о своем прошлом, но зато умудряется помещать коварной корпорации уничтожить жизнь на целой планете.
Отвлечемся на секундочку на занятную деталь, непосредственно связанную с привлечением в игры звезд из большого кино. Разработчики уже давно поняли, что известная физиономия в качестве ключевой фигуры приманит к проекту много больше интереса, нежели самые распрекрасные эффекты и анимация. Capcom жадничать не стала и пригласила "сняться" в главной роли популярного в Корее актера Ли Бьюн Хуна (Lee Byung Hun), который и подарил Уэйну свою внешность. Нам это имя, правда, мало что говорит, а посему продолжим.
Колонизация небесного тела со странным имечком E.D.N. III начиналась вполне себе мирно. Первая волна поселенцев увлеченно возводила города и прокладывала магистрали, пытаясь смириться с вечной зимой и нестерпимым холодом. Пока не случился контакт с пришельцами - акридами. Если вы читали книжку Хайнлайна или, что скорее, смотрели фильм "Звездный десант", то далее ничего пояснять не нужно. Опять наблюдаем очередное "заимствование" идеи. Инопланетная форма жизни - это жуки, насекомые и пиявки самых разных размеров и конструкций. Интеллектом не блещут, но покусать могут знатно. В общем, обе стороны сразу же люто невзлюбили друг друга, так что людям пришлось убраться восвояси. По крайней мере, большей части. Но не навсегда. На горизонте скоро замаячила вторая волна колонизации. Оставшиеся, сбившись в группы (позже их прозвали "Снежными пиратами"), научились бороться с коренными обитателями и даже использовать находящуюся в их теле термослизь в качестве универсального источника термальной энергии. Также они разработали мощное оружие - шагающих "мехов", Vital Suit (VS), с помощь которого на счет раз вправляли мозги гигантским мокрицам.
А что же Уэйн? Молодому человеку приходится несладко. Сначала на него в компании с отцом набрасывается огромный жучина по кличке "Зеленый глаз". Уэйну удается спастись, отцу везет меньше. Потом, едва живой, замерзает внутри своего VS, где его находит команда пиратов во главе с бандитом-ученым Юрием Солотовым. Кроме него в группе еще два человека: непосредственная девица Лука (позже появится еще одна харизматичная бой-баба) и компьютерщик-технарь на все руки Рик. Первая, несмотря на жуткий мороз, ходит без головного убора и сверкает откровенным декольте, второй прячет глаза за странным гаджетом, напоминающим бинокль или прибор ночного видения. После размораживания Уэйн начинает страдать амнезией и помнит лишь то, что папашу ухлопало зеленоглазое чудище, которое нужно найти и покарать. Память возвращается медленно и неохотно - приготовьтесь к неожиданным всплескам прозрения на протяжении всей истории, которая вещает о противоборстве двух группировок. Nevec пытается запустить загадочный проект, что якобы избавит планетку от вечных снегов и ненавистных жуков, в то время как пираты вместе с Уэйном вставляют им палки в колеса. Метания героев между сторонами, чрезмерно затянутые диалоги, а также неожиданные Встречи, Предательства и Откровения прилагаются. Нельзя сказать, что сюжет погружает в себя без остатка, разборкам не хватает масштаба, а персонажи больше напоминают марионеток, которыми просто пытались заполнить вакуум между миссиями. И совсем уж нелепо смотрится последний эпизод, где приходится изображать летающего робота-джедая, лупцуя главного злодея световым мечом.
Хочешь жить - умей вертеться
Обычно Уэйн сражается с армией насекомых в одиночку. Товарищи если и бегают рядом, то лишь изображают массовку, никак с нашим виртуальным отражением не взаимодействуя. Хорошо еще силенок вполне хватает, чтобы расправиться с любым количеством тараканов. К слову, радующих видовым разнообразием - тут и летающие скелеты "селедок", подземные "черви"-гиганты, разнообразные "паучки" и "дикобразы", "медузы", "манты" или плюющиеся "цветки"-камикадзе... Чтобы уничтожить чужеродную мразь, необходимо палить в самые уязвимые места - яркие желтые или оранжевые пятна на брюхе, хвосте или конечностях. Погибшее жучиное племя моментально превращается в ледышки и красиво рассыпается потом на тысячи осколков. Разряжать обоймы приходится не только в странного вида существ, но и обычных наемников, которые обожают использовать наземные средства ПВО или искать спасения внутри шагающих роботов. Главное - не стоять на месте, а постоянно перемещаться (мгновенный разворот на 90 градусов пришелся как нельзя кстати), уничтожая одни мишени и ловя в перекрестье прицела новые. И чем быстрее, тем лучше. На зрелищные "эффекты присутствия" не поскупились - то и дело экран озаряет яркая вспышка или до самых краев заполняют густые клубы дыма (в такие моменты реально не видно ни зги!), вдобавок его трясет от бесконечных землетрясений, а жукоборец то и дело падает, сбитый хвостом или ударной волной от какого-нибудь взлетающего "ската". Лично мне такое засилье смертоубийственной пиротехники под самым носом (красиво - да, но куда подевалось чувство меры?) кажется чрезмерным, хотя, может, кому-то понравиться больше.
В помощь суперменам
В арсенале числятся самые обычные и ничем не примечательные автоматы, шотганы, базуки, снайперки, коих в округе валяется великое множество. Только под самый конец дадут побаловаться с лазерами. Иной раз даже приходится раскапывать сугроб, чтобы обнаружить под ним оружие. Модификации пушки, увы, не поддаются, кроме того, носить с собой одновременно более двух "стволов" запрещено. Зато гранат можно напихать по карманам какое-то безумное количество. Пожалуй, редко в каком экшене швырять лимонки (в наличии несколько разновидностей, но, опять таки, два разных вида взять не получится) приходится чуть ли не чаще, чем жать на курок. Взрывами легко уничтожаются ледяные торосы, развалины домов, смотровые вышки - чуть не половина конструкций, созданных стараниями дизайнеров, способна сравняться с землей в этом кровавом аду. На сладкое предлагается схватить в руки тяжелые пулеметы механоидов, подобрав их с земли, или сняв прямо с обездвиженного шагохода. Да и сами VS без работы не остаются - практически на каждом уровне имеется несколько готовых к боевым действиям "мехов", которые только и ждут, чтобы их активировали. Можно вполне обойтись и без лишней огневой мощи, но кто откажет себе в удовольствии покататься в чреве стального убийцы... Наряду с традиционными двуногими моделями имеются и оригинальные - в виде танка-бурильщика или даже паука.
О киборгах, кошках и умных сваях
Отличительной особенностью Уэйна является наличие встроенного ручного имплантанта-гармонайзера. Этой штуковине требуется постоянная подпитка термальной энергией. Если ее будет в достатке, то не позволит пирату быстро замерзнуть, поможет восстановить полоску здоровья, не хватит - жизнь убежит по капле и очень быстро. Иными словами, нас специально подталкивают к тому, чтобы не стояли на месте ни секунды, иначе смерть неизбежна. Не от пули, так от коварного девайса, поедающего тебя изнутри. Хотя по настоящему беспокоиться о пополнении запасов энергии следует только на высшем уровне сложности (из трех), остальные позволяют про него вспоминать лишь изредка. Благо источников живительной субстанции в округе более чем достаточно. Светящиеся плюшки ярких кислотных расцветок вываливаются отовсюду - из жуков, людей, роботов, даже заброшенных цистерн или каких-нибудь механизмов. Еще они есть и в информационных столбиках-чекпойнтах, выполняющих сразу несколько функций. Активировав такой столбик, вы включите радар небольшого радиуса действия, узнаете направление до следующего столба и заодно подзарядите вечно голодную "батарейку". Подобные вешки, здорово облегчающие жизнь, есть на каждом уровне - вместе с тем их пропуск не имеет никаких негативных последствий. Просто так гораздо удобнее ориентироваться, через пяток столбиков на горизонте нарисуется огромный финальный босс уровня. На следующем отрезке все в точности повторится - столбики в окружении мелюзги и затаившаяся до поры до времени гигантская сороконожка. Опять столбики и снова какой-нибудь богомол. Есть, правда, одно единственное приспособление - альпинистская кошка - помогающее карабкаться на скалы или безнаказанно свисать с потолка, но этим список вспомогательных устройств исчерпывается. Никакой хитроумной машинерии или намеков на головоломки (пару раз попытались было изобразить стелс, неудачно) - в почете одни лишь рефлексы. Одиннадцать до неприличия однообразных марш-бросков - и вы уже в дамках. Грезите о глобальном потеплении, неуверенно щупаете зеленую травку под ногами и снова пытаетесь вспомнить собственное имя...
Мутная феерия
Некоторые считают Lost Planet одним из самых красивых и зрелищных проектов, созданных для Xbox 360. К сожалению, переехав в наши края, отмороженный мир E.D.N. III уже не кажется столь неотразимым. Добротным и атмосферным - да, но ни в коем случае не шикарным. Видимо, виной всему чрезмерное засилие бадабум-эффектов. Картинка вообще редко когда бывает по-настоящему резкой - постоянная трясучка оператора, снег и ветер, взрывы и дым, колебания воздуха (то от холода, а то от жары - под конец путешествия приходится бегать в жерле вулкана) являются ее верными спутниками. Физический движок есть и даже работает, но пространства для маневров ему почти не оставили: раскидать вязанку труб или пнуть бочки - разве этого достаточно? Движения Уэйна смотрятся слегка скованными (можно носиться и с видом из глаз, но это уже совсем не то), а прицел ползет по экрану непозволительно медленно. Антуражи тоже впечатляют не особенно сильно: скованные льдами и запорошенные снегом горные склоны и ущелья, паучьи пещеры, развалины городов, научно-исследовательские комплексы... Типичный набор стандартной во всех отношениях стрелялки, разве что ледяной муки непривычно много - примерно по колено, хотя бывает и больше. Звук без сюрпризов - несколько западающих в душу мелодий, привычное утробное урчание (ну, точно зерги) органического "мяса", артиллерийская канонада, хруст наста под ботинками, свист дюз за плечами робомеха... Достойно, но повода для гордости нет.
Основные усилия создатели направили на полировку одиночной компании, но и мультиплейеру (по сети и Интернету) также кое-что перепало. Если быть конкретнее, то 8 карт и целых 4 игровых режима. Elimination и Team Elimination есть не что иное, как обычная и командная вариация дефматча; в Post Grab требуется найти и активировать все информационные столбики; а в Fugitive кто-то становится добычей, а все остальные - охотниками, которые должны ее прихлопнуть. Примечательно, но только во время сетевых побоищ зарабатывается опыт, что позволяет открывать новые "шкурки". В общем и целом - приятный довесок к основному блюду, особенно радует, что авторы не забрасывают свое творение, а собираются периодически снабжать дополнительным контентом (читай - наборами карт, для Xbox уже таких вышло несколько таких паков). Жаль, правда, за него иной раз приходится платить.
Доведен до кондиции
Вот так всегда. Ждали, понимаешь, чуть ли не эпик, а прибыл самый обычный экшн, средний практически во всех отношениях. В плюсы стоит записать бешеную динамику, прущий изо всех щелей драйв, возможность вдоволь покататься на различных боевых машинах, оригинальную заснеженную стилистику и в целом качественное исполнение. В минусах оказались монотонность и однообразие процесса. Лет пять-десять назад вполне можно было выехать и на одном действе, от современных игр ждешь куда большего. Не топтания на месте, а хоть какого-то движения вперед, развития. С этим в Lost Planet большая напряженка.
Как бы то ни было, игрушка явно заслуживает внимания поклонников жанра. Никаких рекордов она не ставит, ничьи представления переворачивать не собирается, но легко поможет раскрасить несколько монотонных будней яркими красками ураганных сражений. Мало это или много? Попробуйте лучше сами, мало уж точно никому не покажется. Во всяком случае, не должно.