Создатели серии так называемых "ролевых стратегий" SpellForce, в которых удачно уживаются конструкции и элементы сразу обоих жанров, как-то уже успели нас приучить, что после выхода оригинального проекта вдогонку ему отправляются дополнения, которые всячески улучшают и облагораживают первоисточник. Так было с первой частью SpellForce: The Order of Dawn, весь потенциал которого раскрылся только в The Breath of Winter, ну а следующий add-on, The Shadow of the Phoenix лишь закрепился на достигнутых рубежах. Сиквел Shadow Wars вызвал неоднозначную реакцию - одни сетовали на глобальные упрощения и смену курса на казуальную аудиторию (меньше строений, юнитов и ресурсов, примитивная ролевая система и дерево навыков и т.п.), другие же увлеченно погрузились в пучину странствий шайкана, жилам которого был не чужд вкус драконьей крови, пытавшегося защитить племя благородных и обездоленных от нашествия злых и коварных. В любом случае SpellForce 2 легко занял свою нишу и обрел толпу поклонников, ведь в наше время столь добротными и симпатичными фэнтези стратегиями с элементами RPG не разбрасываются. Когда же на горизонте замаячила ожидаемая прибавка ко второй части, в сердцах поселилась интрига. Во что превратят? Чем будут удивлять на этот раз? Какие тузы были оставлены про запас? Ни во что, ничем, никакие - такова горькая правда жизни, всплывающая наружу при знакомстве с Dragon Storm. Разработчики пошли по популярной примитивной схеме, лишь припудрив фасад незначительными косметическими изменениями.
В фактах и цифрах первое дополнение к SpellForce 2 (кстати, по крайней мере, для английской версии наличие установленного оригинала строго обязательно) выглядит так: одиночная кампания, растянутая на двадцать с хвостиком часов геймплея, очередное дерево умений в плюс к существующим двум, карты для скирмиша и режима free mode (в количестве семи штук), новая шайкан-фракция, а также сотни вещичек, возможность самолично создавать предметы, от мечей до амулетов (даже с выбором из какой руды, с какими камнями...), и прочее по мелочи. В общем, все в рамках приличия, но без откровений.
Мир Эо продолжает переживать нелегкие времена. Соединяющие острова порталы слабеют, надвигается угроза хаоса и голода, отчего население впадает в панику и пытается перебраться на еще благополучные территории, увлекая за собой орды агрессивно настроенных существ. Мы выступаем в роли солдата шайкана (стартует сразу с 10-го уровня), очнувшегося после спячки в куске льда, которому выпало счастье защищать некогда спокойные ломти суши от свалившихся неприятностей. Несмотря на то, что история достаточно линейна и не позволяет далеко отступать от генеральной линии, здесь нашлось место и герою из Shadow Wars, и предтечам, которые давным-давно привнесли в Эо магию, а теперь вновь решили напомнить о себе, причем это возвращение ничего хорошего не сулит, и драконам, что помогают уравновесить их амбиции.
Следуя доброй традиции, нам предлагают поучаствовать в решении десятков основных и несколько большей кучки второстепенных заданий, часть из которых интересна, другие занудны (когда приходится бессчетное число раз изображать из себя практикующего охотника, вынужденного добывать бегающее за калиткой мясо, или разбойника с большой дороги, срывающего график поставок чужих караванов - иначе не добыть подмоги, без которой в свою очередь не справиться с неприятельскими базами), третьи балансируют где-то на границе первых двух. Головоломок мало, да и те, что есть, всегда подробно разъясняются персонажами или описываются в журнале. История щедра встречи со старыми знакомыми, прогулки по уже знакомым локациям, а также на сюрпризы (никогда точно не знаешь, что таится за аркой следующего портала, обычно и являющегося целью странствий на текущей карте). Одно открытие водоплавающего каменного города-острова, судоходные качества которого потом используем по прямому назначению, чего стоит.
Перекос в сторону RPG по сравнению с RTS стал еще заметнее. Больше все-таки приходится бегать по холмам могучей кучкой соратников, нежели отстраивать базы и штамповать армии, хотя и не без этого, конечно. Ролевая часть разжилась новым деревом умений, вдобавок к ближнему бою и магии, которые позволяют вызвать боевой топор или ручную зверушку, модифицировать различные ударно-ущербные характеристики. Стратегическая - свежей фракцией, состоящей из трех представительств: шайканов, существ из металла, лишенных души и разума, и чешуйчатых рептилий различного калибра. Удобное перемещение при помощи местных камней-порталов по необъятным картам, как и телепортация на уже пройденные территории - доступны как и раньше, так что невыполненный по какой-либо причине квест всегда можно вернуться и завершить. Воскресить своих героев - тоже не проблема, был бы на карте соответствующий алтарь и достаточное количество питательной "еды". В плане боевых действий все по-старому: возводим и улучшаем базу, собираем все те же три типа ресурсов, создаем воинство, идем чистить физиономии. Не заметно подвижек в оформлении или управлении: все тот же удобный и толковый интерфейс, все та же своенравная камера, развернуть которую в нужную сторону получится далеко не сразу, все тот же уровень графики и аудиоряда, что и в SpellForce 2. Картинка постепенно сдает позиции, но устаревшей еще отнюдь не выглядит. Приятно было попрощаться с "тормозами", за что, правда, стоит благодарить не только программистов, но заметно подросший в последнее время уровень "железа".
В общем и целом - добротная вещица. На сей раз обошлось без капремонта, вместо "больше да лучше" разработчики решили остановиться на одном лишь "больше".