Молви еще раз, ты не демон?
По негласным правилам создания любого дополнения, студия начинает над ним активно работать к моменту старта продаж оригинала. На изготовление этого add-on’а "ниваловцам" потребовалось всего полгода, а к его выходу недоумевающие европейские пользователи узнали, что, оказывается, у судьбы есть молот, причем, не один (зарубежное наименование игры - "Hammers of Fate"). В отечественной версии решили довольствоваться сказочным названием, издалека намекающим на основное новшество.
Сама "Heroes of Might & Magic V" получила многочисленные укоры со стороны критиков за некоторую недоделанность. Неувязки с балансом были лишь вершиной айсберга. Куда ощутимее оказывался проблемный мультиплеер и незаконченный интерфейс, где не только не было описания многих способностей существ, но и сами эти способности иногда не применялись так, как должны были. Осажденный даже не мог при желании прервать бой и загрузиться. На этом фоне плащ, занимающий слот меча в инвентаре, и отсутствие справок по конкретным артефактам смотрелись просто пустяками по сравнению с мухлевавшим AI, подкидывающим себе лишних ресурсов, проявляющейся местами технической нестабильностью и недоработками, встречающимися ближе к середине кампании. Работа над ошибками прошла успешно. Патч до версии 1.4 справился почти со всеми раздражающими сильно и не очень оплошностями, если не считать того, что иногда при попытке войти в город открывается экран героя, стоящего у ворот, и прочее по мелочи. Плохая новость заключается в том, что установка дополнения и не думает о необходимости пропатчить оригинал, поэтому желающим получить все последние изменения там придется самостоятельно скачать пакет исправлений, весящий около сотни мегабайт. Тем, кто поспешил установить исчезнувшие с официальных ресурсов патчи 1.1-1.3, все равно нужно истратить новую порцию трафика. На целом DVD-диске игра занимает лишь 1,5 Гб, но поместить туда полезные файлы никто не догадался.
Странно, но expansion pack в версии 2.0 плохо интегрируется с оригиналом и вообще попадает в отдельную папку директории с самой игрой, запускается своим ярлычком и, хотя и задействует множество общих файлов приложения, старой кампании вы в нем не найдете. Более того, хотя на прежних одиночных картах появляется новая раса, ее выбор сопряжен с рядом до сих пор не ликвидированных трудностей в игре, с которыми обещают разобраться только к релизу патча 2.1. В качестве альтернативы можно на свой страх и риск опробовать бесплатный мод одного из пользователей, призванный открыть гномов в "Heroes of Might & Magic V".
Сюжетный режим не является главной изюминкой дополнения, хотя его главные герои появятся и здесь. В этом плане все даже стало несколько хуже. 15 сценариев в 3 главах отличаются от своих предшественников разве что еще более слабой интригой и новыми декорациями. К тому же начинать приключение опять придется за Haven. Канонизированная королева Изабель с горящими глазами отправила своих сподвижников истреблять непокорное мирное население, обвинив его в поклонении культистам. Только сами "благодетели" уж слишком по жестокости похожи на тех, с кем хотят бороться. В центре всей этой заварушки находится дочь знакомого генерала Годрика - Фрейда, которой придется решить непростую моральную дилемму и заодно помочь подавить мятеж в герцогстве, восставшем против зловредной диктаторши. Оригинально, что вражеские крестьяне на стратегической карте превращаются в чертенят в боях на одной из миссий, но, когда такое повторится десяток раз (вне зависимости от размера вашей армии эти враги не сдаются), невольно начинаешь думать, что авторы намеренно пытались всеми силами удлинить происходящее и растянуть несложную кампанию на 15-20 часов игры.
Кампания линейна, некоторые стартовые бонусы нелепы, хотя нельзя отрицать, что игра стала немного сложнее. Между тем, на первых картах вялые враги вообще будут от вас держаться подальше. Разработчики попытались это компенсировать различными ухищрениями вроде дефицита ресурсов, засад и случайных событий, уменьшающих ваше войско, отсутствия родных замков и необходимостью пополнять армию только в хатках. Обычно действовать нужно по классической схеме, накапливая силы и нанося решающий удар по основному противнику, попутно выполнив несколько побочных поручений, часть из которых можно либо вовсе не брать, либо относительно безболезненно провалить.
Приятно, когда за вами по карте следует союзный герой. Иногда даже удается подвести его к какому-нибудь монстру, и он сам догадается за вас подраться, но непонятно, почему ему передавать войска можно, а взять их назад нельзя. Эта проблема становится однажды актуальной, когда вы познакомитесь с новым воплощением рыцарских юнитов. Для целей сюжета они оделись в красные костюмы, заметно нарастили параметр атаки, приобрели несколько способностей вроде двойного удара мечников и заполучили причудливые имена ("enforcer", "vindicator" и другие), которые больше подошли бы огромным космическим крейсерам. Впрочем, эти юниты можно получить только тогда, когда, по скриптовой указке разработчиков, к вам присоединится соответствующий нейтральный отряд. Из-за этого вскоре у вас оказывается по 2-3 версии существ каждой ветки развития замка Haven. Игра заставляет освобождать слоты для новых добровольцев, отправляя старых в гарнизоны шахт и городов. Причина этого лежит не только в том, чтобы создать дополнительный стимул для игры в кампании, но и в том, что при открытии свободного доступа к новичкам пришлось бы иметь дело с возмущенными поклонниками других рас, не получившими свои третьи вариации.
Гномья радость
Новый, седьмой по счету, замок называется крепостью, а заправляют там гномы. Из его уникальных строений можно выделить трехуровневую руническую школу и укрепления, повышающие прочность стен. Сторожевой пост добавляет в стан осажденных отряд воителей из расчета по специальной формуле (10 * уровень города * порядковый номер месяца). В остальном, все стандартно, если только не считать требовательность к ресурсам. Если некоторые другие замки используют одно основное сырье, то здесь для продвинутого строительства понадобятся и драгоценные камни, и сера, и ртуть, а для найма лучших - кристаллы. Это вылилось в слабость гномов на начальном этапе партии, поскольку они слишком зависимы от вышеперечисленных материалов, и, если вдруг их залежи охраняют сильные нейтральные монстры, или заданный уровень сложности создал дефицитность запасов со стартового хода, то в первые недели заняться герою без армии будет особо нечем.
С другой стороны, нельзя сказать, что эта раса похожа на все остальные. Конечно, в основе любого отряда лежит набор конкретных параметров, но в плане тактики у гномов есть занятные секреты. Они берут свое многочисленностью, скоростью и способностями, вредящими солдатам противника. Так, щит воителей уменьшает получаемые повреждения в зависимости от числа клеток, пройденных противником перед атакой, что делает их хорошим средством для отвлечения внимания паладинов. Метатели копья с каждым выстрелом понижают инициативность вражеского отряда. Хозяева медведей быстро перемещаются и заставляют подопечных еще и бить лапой, штрафуя инициативу жертвы, отодвигая ее и не позволяя ударить в ответ (если объект - стрелок, то он может после такого оказаться на безопасной дистанции, чтобы сделать залп). Берсерки могут временно перевести весь свой уровень защиты в нападение и организовать безответный удар. Зона атаки жрецов Арката - крест, позволяющий ранить стоящие рядом подразделения противника. Вдобавок, у них есть еще парочка заклинаний, а оппонент редко принимает их за актуальную угрозу, позволяя спокойно увеличивать их количество в армии. Сильные ярлы не только умеют телепортироваться, но и один раз за бой могут устроить сопернику знакомый по прошлым эпизодам "Chain Lighting", названный тут "Storm Bolt". Венчают замок прямоходящие лавовые драконы; в комплекте с ними поставляется огненное дыхание и небезызвестный "Fire Shield", доставшийся в наследство от эфритов и передающий часть ущерба обратно тому, кто его нанес.
Герои-волшебники, ведущие в бой армии гномов, могут заучивать специальные руны, чтобы позднее активировать их в бою. Основным их отличием от привычной магии стало то, что их применение расходует не ману, а материальные ресурсы вашего королевства. К тому же их вызов осуществляется непосредственно перед ходом желаемого существа, и ценный ход героя не расходуется. Разумеется, авторы снизили вероятность злоупотреблений в этой части, наложив многочисленные ограничения вроде невозможности "включить" конкретную руну на одном и том же отряде дважды за бой, но частично эти пределы можно обойти, развивая главный скилл вашего полководца и вытекающие из него способности. Руны используются чтобы, например, украсть положительный эффект у противника или расколдовать своего воина, но самым полезным является 100%-е ускорение. Другими словами, почти любой ваш юнит (и даже не один, если запасов древесины на несколько активаций хватит) сможет в первый же ход пройти все поле боя и мощным ударом сломить противника, пока он не опомнился. В любом случае, после парочки скоординированных атак всеми гномами конкурент теряет 25-50% инициативности армии. Вам остается лишь разжиться колечком, повышающим скорость наступления ходов всех ваших подразделений на 20%, и достойное сопротивление вам вряд ли кто-то успеет оказать. В худшем положении здесь окажутся те расы, которые полагаются на своих стрелков, надеясь как можно дольше задерживать приближение врага.
И еще немного...
В список артефактов добавили 14 новых вещей, среди которых оказались посох волшебника, счастливые карты Таро, молот, палица, щит, плащ и главное - 4 томика всех видов магии, позволяющие произносить соответствующие заклинания, даже не обладая необходимыми навыками по школам волшебства. К нейтральным монстрам примкнули волки, мумии и ядовитые мантикоры, а вот обещанный авторами йети неизвестно где затерялся, поскольку в игре пока его встретить не удалось. Еще немного в таком духе, и дойдет очередь до пропавших в свое время циклопов, чудищ, быков и ящериц. Десяток новых зданий на карте включают военную академию, убежище ведьм, библиотеку просвещения, гробницу воина (внутри ценный предмет или снижение морали на 3 пункта, если вас опередили), лавовый храм (содержит рунические заклинания), сокровищницу гномов и другие. В Интернете можно было найти карты для скачивания, а в add-on’е вы как раз обнаружите последние версии новых сценариев для одиночной и кооперативной (около 10 штук) игры.
Весьма полезной функцией являются не новые для серии, но улучшенные караваны, позволяющие набирать войска из домиков на карте и замков. Экспедиция с подкреплениями движется довольно быстро кратчайшим маршрутом, но может быть атакована противником, если будет замечена. В случае заблокированного прохода живой груз совершит остановку, пока вы не расчистите путь кем-то из героев.
Одновременные ходы в мультиплеере (стабильности в этой области стало намного больше) помогут побыстрее начать и развить партии. Все это время AI будет анализировать близость соперников друг к другу, и, как только первая встреча окажется неизбежной, игра немедленно и бесповоротно перейдет в привычный пошаговый режим.
Генератор карт распространялся с патчем 1.3, а теперь вы увидите его тут не только отдельной утилитой, в которой непросто разобраться, но и встроенным в главное меню модулем. Новые сценарии пока создаются по шаблонам, т.е. готовым зонам с ресурсами и случайными монстрами. Получающиеся результаты оставляют желать лучшего, да и настроек маловато, поэтому ландшафт приходится подгружать в основной редактор и вносить требуемые изменения.
AI стал агрессивнее, но его, по-прежнему, больше заботят ваши шахты, нежели ваши замки. Программный код союзного героя проявился и тут. Компьютерные соперники любят путешествовать геройскими парочками, чтобы вовремя разделиться на развилке, оставив вас в роли растерянного преследователя, или же, наоборот, смело прикрыть арьергардом отход основной армии.
Прежний графический движок немного доработали, заставив виртуального оператора показывать больше ярких спецэффектов и внятных крупных планов на поле боя. Если ваш компьютер удовлетворяет только минимальным системным требованиям, то готовьтесь все настройки качества изображения свести к минимуму, чтобы избежать ощутимого падения частоты смены кадров, поскольку здешняя технология весьма прожорлива. Новые юниты получили свои модели и анимацию, а вот дизайн города гномов мог бы быть и получше. Что-то еще можно увидеть при обзорной экскурсии, но затем камера будет показывать вам лишь большую огненную яму с непонятными конструкциями в ней. В скриптовых сценках герои научились открывать рты при разговоре. Ранее создатели жаловались на нехватку бюджетных средств, этим объясняя каменные лица персонажей, но даже сейчас на синхронизацию движений губ произносимым словам не надейтесь; действующие лица больше похожи на рыбок под водой, зато само происходящее в роликах стало чуть более динамичным.
Доработанный интерфейс содержит парочку новых иконок, переделанную структуру клеток инвентаря, таблицу лучших результатов и подробную статистику по результатам каждой миссии. Отправлять соседу ресурсы через рынок или торговый пост стало удобнее. В звуковых эффектах не обнаружилось ничего примечательного, а вот новые бодрые музыкальные треки, как и вариации на некоторые предыдущие, очень приятно порадовали.
В целом, получилось неплохое дополнение, успешно справляющееся со своей главной задачей - продлить жизнь игры "Heroes of Might & Magic V" на вашем компьютере еще на некоторое время. В попытках собрать как можно больше богатств, еще лучше прокачать своего героя или разделаться с оппонентом свободное время растворяется в никуда почти мгновенно.